Наиболее важные факторы, сгруппированные по определенному признаку, образуют разрезы управленческого учета, подлежащие анализу и контролю. Основные разрезы учета, подлежащие анализу, являются: Направление деятельности, Проект, ЦФО, МВЗ, Сделка.
Направление деятельности (НД) – это аналитика управленческого учета, которая позволяет вести учет по видам деятельности. Деятельность по данной аналитике всегда циклична и сгруппирована по принципу идентичных сделок. Например: производство, услуги, торговля, аренда. Направления деятельности могут объединяться в группы: производство товаров А, В, С объединяется в одну группу направлений деятельности – «Производство».
При должной организации учета в отдельных случаях возможно получать данные не только Отчета о прибылях и убытках или Движения денежных средств по направлениям деятельности, но и балансовые данные, такие как: уровень запасов, резервы, расчеты с контрагентами.
Основная сложность в учете по направлениям деятельности связан с распределение общих затрат между направлениями.
Несмотря на то, что многие автоматизированные системы учета декларируют возможность учета по направлениям деятельности не все они могут обладают правильными алгоритмами такого распределения. К примеру, при распределении на направления деятельности статей расходов – может теряться аналитика самих статей - или не всегда возможно сделать распределение от требуемой базы.
Попытка некоторых вендоров использовать НД одновременно для целей бухгалтерского и управленческого учета приводит к тому, что при неверном заполнении этой аналитики корректировка ее после закрытия периода неосуществима или требует больших трудозатрат.
Правильный подход – отделить управленческие НД от бухгалтерских.
Учет в разрезе проектов
Проект – это временная, не цикличная деятельность, направленная на создание не существовавшего ранее результата.
Атрибутами проектами являются:
Учет по проектам подразумевает под собой наличие аналитики «проект» в учетных управленческих документах.
Цель аналитики проект – анализ доходов/расходов по проектам, оценка их рентабельности, выделенных и использованных ресурсов, анализ движения денежных средств в разрезе проектов.
Проекты могут объединяться в портфели проектов для анализа агрегированных данных по заданным признакам.
Учет проектов мало в каких учетных системах вообще реализован, а если такая аналитика присутствует, то сбор затрат на нее ограничен.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) в разрезе предприятия – одно или группа подразделений предприятия, наделенных полномочиями по использованию финансовых ресурсов, во главе с руководителем, принимающим управленческие решения и несущее за них ответственность.
ЦФО элемент управленческого учета.
ЦФО управляет предоставленными финансовыми ресурсам в рамках своего бюджета.
Включение нескольких смежных подразделений в одно ЦФО обусловлено необходимостью объединения их бюджетов под одним ответственным руководителем.
Цель создания ЦФО – корректное ведение управленческого учета и бюджетирования, а также возможность для руководителя ЦФО оперативно управлять смежными статьями расходов вверенных ему подразделений. Назначение ЦФО позволяет создать параллельную- управленческую структуру подразделениям предприятия, не зависящую от штатного расписания.
В качестве исключения кроме подразделений в ЦФО могут быть выделены отдельные функции или группы статей затрат, например ЦФО Заработная плата.
Существует методика выделять различные типы ЦФО: центры доходов, расходов, инвестиций и др. На практике такое деление внутри предприятия излишнее и не требуется. Поскольку типы ЦФО применимы лишь для объяснения структуры сложного холдинга, предприятия которого выполняют заданные роли. Для ЦФО в разрезе предприятия оно избыточно.
Учет по ЦФО во многих учетных системах подменен учетом по подразделениям, что освободит его преимущества к нулю.
МВЗ (место возникновения затрат) — это вспомогательная аналитика управленческого учета, характеризующая место возникновения затрат, ими могут быть могут быть рабочие места, отдельные агрегаты, участки, маршруты, цеха, здания, иные объекты инфраструктуры.
Учета по МВЗ – детализирует затраты по конкретным местам их возникновения, для целей анализа и принятия управленческих решений по управлению инфраструктурой предприятия. С помощью МВЗ можно повысить точность калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), отнеся их на объекты.
Выделение видов/типов МВЗ, как это предлагается в некоторой литераторе: Основные, вспомогательные, общепроизводственное, общехозяйственные, коммерческие не целесообразно, поскольку дублирует виды статей затрат и приводит к путанице.
Учет по МВЗ практически нигде в существующих системах не реализован, подменен учетом по подразделениям, что сильно искажает картину сбора затрат по этому признаку.
Сделка – действия, направленные на реализацию ТМЦ/Услуг Заказчику. Сделка объединяет в себе документы по цепочке от Заказчика до Поставщика. Сделка предполагает возможность расчета по ней финансового результат.
Цель учета в разрезе сделок – зафиксировать информацию и экономические показатели на уровне отдельного контакта (Заказа) с клиентом.
Учет в разрезе сделок поможет собрать информацию для анализа: количество сделок, ответственное лицо/подразделение, плановые показатели сделки (денежный поток, рентабельность), расчет эффективности, фиксация статуса сделки, регистрация этапов/стадий сделки.
Учет сделок позволяет фиксировать взаимоотношения с Покупателями, обогащая CRM систему дополнительной экономической информацией. При этом если в CRM хранится в основном только информация по контактам или максимум информация по запросу, то внедрение правильного учета по сделкам позволяет дополнить ее информацией по соответствующим сделке с Поставщиками, хранить расчет эффективности сделки, анализировать план/факт, оценивать эффективности работы менеджеров.
Организация управление кредитными средствами в управленческом учете требуется в случае, если предприятие имеет большой портфель кредитов. Цель такого учета контролировать цели, сроки, периоды возврата, ковенанты и направления использования денежных средств.
Иерархия учета кредитных средств строится от Сублимита, к Кредитному соглашению, к Договору (аналитике бухгалтерского учета – определяющему валюту получения средств) и непосредственно до получения транша.
Торговый/коммерческий кредит – кредит, предоставленный продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары или аванс поставщику – предоплата за поставляемые товары.
Автоматизация его расчета требует наличия в системе следующих условий:
Цель применения механизмов коммерческого кредитования – вменить покупателю/поставщику стоимость использования предоставленных ему денежных средств.
Дебиторская задолженность - сумму долгов, причитающихся предприятию со стороны клиентов и поставщиков, которые являются его должниками. Дебиторская задолженность клиентов возникает за отгруженные, но не оплаченные товары/работы/услуги. Дебиторская задолженность поставщиков возникает за переданные им авансы, товары/работы/услуги по которым еще не поступили.
Дебиторскую задолженность классифицируют по:
· срокам – краткосрочная и долгосрочная.
· надежности должника – сомнительная и безопасная.
· просроченности – плановая и просроченная.
· продолжительности просрочки. Пример – до 90 дней, от 3-х месяцев до года, со сроком непогашения от 1 до 3-х лет и безнадежные (не выплачиваются дольше 3-х лет).
Управление дебиторской задолженностью осуществляется с помощью механизма установки лимитов в разрезе: контрагентов, договоров с контрагентами.
Планируя вести управленческий учет, Вы должны определиться с его целями: определить необходимые разрезы управленческого учета в зависимости от специфики компании, ее текущего организационного и экономического положения, а также от возможности персонала ведущего учет заполнять требуемые аналитики.
Т.е. принимая такое решение Вы должны четко понимать кроме вопроса зачем, Вам та или иная аналитика, тот или иной разрез, кто и когда будет их заполнять и с помощью чего.
Только после того, как ответы на эти вопросы будут получены, можно приступать к автоматизации (внедрению) управленческого учета на предприятии.